Рекламисты Архангельска выступают единым фронтом против монополизации digital-рынка
19.07.22 13:11
3331
0
Участники рынка не одобряют предлагаемые поправки в закон «О рекламе», предусматривающие создание в России единого оператора цифровой рекламы, который займется распространением платной информации на улицах городов и в интернете.
Законопроект о создании в России единого оператора цифровых рекламных конструкций и платных объявлений в Интернете, недавно внесенный в Госдуму, предполагает корректировку закона «О рекламе» для обеспечения «безопасности и контроля за распространяемой информацией» в условиях недружественных действий в отношении РФ со стороны Запада.
Эксперты в один голос утверждают, что новая монополия заберет часть государственных функций, снизит поступления в бюджет из-за отмены аукционов, повысит потенциальный масштаб угроз от возможных хакерских атак, приведет к сокращению рабочих мест и негативно скажется на отрасли в целом.
Поправки были в спешном порядке внесены в Госдуму этим летом и уже приняты в первом чтении 15 июля на внеплановом заседании парламента. Документ наделяет новоявленную структуру исключительными монопольными полномочиями и преференциями в отрасли наружной рекламы, а также в сфере размещения частных объявлений физических лиц в сети «Интернет».
Предполагается, что отобранный по специальным критериям оператор будет принимать участие в разработке и согласовании схем размещения рекламных конструкций во всех регионах РФ. При этом он получит приоритетное право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на 30 лет без процедуры торгов и без выдачи необходимых разрешений. На аналогичный срок организация получит право размещать всевозможную цифровую рекламу на государственном или муниципальном транспорте. Таким образом, используя свои приоритетные права, единый оператор сможет заполучить все самые привлекательные с коммерческой точки зрения рекламные конструкции.
Из предлагаемых поправок также следует, что на деятельность единого оператора не будут распространяться требования отраслевых стандартов, законодательства об охране культурного наследия, а также отдельных положений законодательства о рекламе. При этом остальные операторы наружной рекламы будут по-прежнему обязаны соблюдать все эти нормы и, более того, смогут размещать рекламу на своих цифровых рекламных конструкциях исключительно через информационный ресурс единого оператора, причем тот будет взымать за это плату по своему усмотрению.
Эта же структура получает исключительное право на размещение через свой информационный ресурс частных коммерческих объявлений физических лиц в Интернете (то есть на осуществление деятельности классифайдов), полностью перераспределяя данный рынок в свою пользу и фактически лишая таким образом существующих представителей digital-индустрии своего бизнеса.
Необходимость предлагаемых нововведений объясняется рисками распространения недостоверной информации и сведений, нарушающих закон, утраты государством оперативного контроля за размещением информации, угрожающей интересам национальной безопасности, а также разжигающей межнациональную рознь либо оскорбляющей граждан, в том числе в результате кибератак или хулиганских действий.
Представители рекламной индустрии России воспринимают инициативу крайне негативно и усматривают в ней попытку монополизации отрасли под надуманным предлогом. Участники рынка уже подготовили совместную резолюцию, которую подписали и архангельские операторы наружной рекламы, с целью доведения их мнения до сведения Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства РФ и уполномоченных органов исполнительной власти, глав субъектов Российской Федерации, общественных деловых объединений и организаций.