Живет Дудинка вокруг порта, объединяющего морское и речное сообщение. Вниз по течению — океан и трасса Северного Морского пути, вверх — Красноярск. С востока по автодороге приходят норильские грузы. При этом сложность навигации в порту вызывает уважение к обслуживающим его специалистам. Оказывается, что причальные стенки, вдоль которых мы проходили по пути к месту стоянки, по высокой воде затапливает и оттуда приходится убирать все оборудование. И вновь его ставить — когда вода возвращается к норме. В последние годы эта операция стала проще. На смену рельсовым кранам пришли импортные модели на прорезиненных самоходных шасси, способные перемещаться в любом направлении.
Городской аэропорт тоже не отличается простой логистикой. Он расположен на косе, отделенной от Дудинки одноименной рекой. Летом пассажиров с грузом переправляет на посадку пограничный катер, зимой по льду накатывают автомобильную переправу, а во время ледостава челноком выступает вертолет.
Вокруг ухоженных многоэтажек городского центра тянуться промышленные окраины. От советского наследия практически ничего не осталось. На юге Дудинки был планово-убыточный колхоз, поивший город свежим коровьим молоком. На севере — рыбзавод. На берегу реки — частный речной флот. Сейчас суда гниют на берегу, а в цехах поселились автосервисы и частные стройфирмы.
Зато в центре «столицы севера», как называют Дудинку наши сопровождающие, благодать. На постаменте вокруг Дома культуры аккуратно утвердился Ленин, площадь заботливо уложена плиткой, в городской библиотеке тишина и быстрый интернет. Правда, чтобы им воспользоваться, нужно заполнить целую карточку читателя с паспортными данными, местами работы и жительства. Пока отправляю оттуда на «большую землю» фотографии, получаю комплимент от сотрудницы за скорость печати на клавиатуре.
Борис с Анатолием снова удивляют — рассказывают, что в городе даже есть свой сыщик. Бывший полицейский, решивший переквалифицироваться, зарегистрировался в качестве частного детектива и дает объявления в газету. Его мы повстречали на северных окраинах города — местный Шерлок Холмс шел по дороге, отмахиваясь веточкой от назойливой мошкары. А в конце дня видели и редакцию газеты, где он рекламирует свои услуги. Как и многий малый бизнес здесь, пресса базируется на первом этаже пятиэтажки, в самой обычной квартире.
«У нас тут край вечнозеленых помидоров, а вообще-то хорошо. Всю жизнь здесь прожили и никуда отсюда уезжать не хотим», — шутят наши проводники на прощание. Мы расстаемся, получив на память о Дудинке небольшие сувениры из того же оленьего меха, который идет в мастерской Бориса и Анатолия на унтайки. В городе нам осталось решить пару бюрократических вопросов и можно уходить в океан. В тот же день расстаемся с Игорем Чапаловым. Подъехавший автокран забирает его судно в Норильск. На прощание путешественник вручает экипажу «Морского слона» флаг с портретом Норденшельда и поручением водрузить его на одной из будущих стоянок экспедиции «Полстраны под парусом».