Острые темы Дня знаний: архангельский общественник об идеях федеральных чиновников
01.09.24 14:52
1784
0
Многих пугает факт бурного развития репетиторства как следствие ухода кадров из сферы образования. Обсуждаются нововведения, призванные остановить этот процесс, а также улучшить ситуацию в целом. Идеи оценил экс-педагог со стажем.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что бурное развитие репетиторства «не может не пугать»: «Понятно, что репетитор – это учитель, ушедший из школы. Надо сделать все, чтобы его обратно вернуть в школу». В комментарии РИА Новости он подчеркнул, что этот процесс остановится, когда будет полностью внедрен единый перечень образовательных программ и учебников. В едином образовательном пространстве, считает Музаев, число обращений к репетиторам значительно снизится.
Ранее руководитель надзорного ведомства высказал «Учительской газете» свою позицию в дискуссии о возвращении оценок за поведение. Часть образовательного сообщества считает, что такая мера поможет защитить педагогов от выходок и хамства учеников. Но с точки зрения Музаева, в классической советской форме оценка за поведение не нужна. Сегодня требуются четкие критерии: что и как оценивается, какая ответственность предусмотрена за каждый поступок.
Эти идеи для «News 29» оценил педагог с 14-летним стажем, экс-директор школы №33
Евгений Корнюх:
— Во-первых, призыв вернуть в школы учителей, которые стали репетиторами — это призыв лечить симптомы, не трогая болезнь. Сначала надо понять, почему они оставили школу. А причины известны и всем нам, и родителям, и даже чиновникам, как бы они не притворялись.
Педагоги уходят из-за непомерной бюрократии, бумажной работы, дополнительных нагрузок, постоянных принудительных мероприятий. Вместо вдумчивой работы с учеником — конвейер. Еще и такой, над которым каждый год ставят эксперименты, а учредитель может произвольно выкинуть сотрудника. Когда вас в бюджетном учреждении последний раз отстоял профсоюз? Вот почему растет рынок частных услуг: у репетитора хотя бы есть свобода и право выбора.
Во-вторых, единство стандартов, разумеется, необходимо, и ФГОС третьего поколения стали намного конкретнее. Но единые образовательные программы и списки учебников — это только каркас, база. Дальше начинается специфика: города, школы, педагога. Они не бывают одинаковыми. Унифицировать всех учителей и учеников в стране просто невозможно. Пытаться ликвидировать вариативность в образовании — значит пытаться перечеркнуть весь путь, который мы прошли.
В-третьих, оценки за поведение — это правильный элемент, но именно элемент дисциплины. Чиновники думают, что любую проблему можно решить еще одной бумагой, еще одной оценкой и главное — еще одним отчётом. Да, часть учеников можно стимулировать вести себя спокойнее с помощью оценки и беседы с классным руководителем.
Но бывают и такие, которых не способен приструнить даже инспектор ПДН. Нужна индивидуальная работа и свой ключ к каждому. Поведение в классе зависит от уважения к учителю и от той обстановки, которая сложилась в школе. Повышать авторитет педагога нужно комплексно, начиная от его прав в учреждении и позиции в обществе. А если у учителя нет рычагов влияния, никого нельзя исключать из школы, ставится задача тянуть успеваемость любой ценой — то же самое будет и с оценками за поведение. Вот почему нужен глубоко продуманный подход, а не очередная формальность с таблицей.