Почему я против крещенских купаний
18.01.12 13:12
4866
0
Потому что эта народная традиция больше и больше превращается в профанацию. И это не только мое мнение. В частной беседе мне священник рассказывает: "Я, помню, уже закончил с прихожанами, как вдруг к иордани приезжает человек на здоровенном джипе и на вопрос "Зачем?" он ответил - "Так как же, батюшка? - Грехи освятить!" Вера - понятие интимное, а его сейчас усиленно вводят в моду. Спроси у человека - зачем он лезет в крещенскую прорубь - и услышишь: "Ради того, чтобы себя испытать". А это уже, извините, гордыня. Может, и по традиции. Замечу, что традиция эта народная была ПРИНЯТА Церковью, но уж никак не инициирована. Вот почему, вероятно, епархия нигде не звучит как ИНИЦИАТОР крещенских купаний. А правило есть такое - не можешь запретить - возглавь. Иначе бардак. Я сам ношу погоны, но мне лично не хотелось бы окунаться в прорубь с крещенским "Во Имя Отца. Аминь..." на устах, и при этом под присмотром человека в форме. И я не окунаюсь. Претит.
...Когда-то столетиями существовала народная традиция по зиме под стенами монастырей сходиться стенка на стенку и бить друг другу морды. Это к слову о том, насколько трезво нужно относиться к понятию "народная традиция". Не все они полезны.
В этом году (коллегиально, замечу!) епархия и МЧС отказались устраивать иордани в таких массово посещаемых местах, как ул. Логинова, у храма Александра Невского на Варавино, у храма в с.Лявля. До последнего оставались вопросы по озеру Смердье, куда приезжали многие новодвинцы и оз.Щучье (Талаги). На Щучьем попробовали распилить иордань и на тебе: 5 см льда, под ним вода, и снова немного рыхлого льда. А сюда при совершенно неуместном ажиотаже ожидались ТЫСЯЧИ приезжих. Победил разум. Ни на Щучьем, ни на Смердье в этом году иорданей не будет - и это единственно правильное решение, продиктованное здравым смыслом.
Государевы служащие (полиция, МЧС, спасатели) должны не доверять слащавым уговорам про то, что "Никогда в Крещение Господне не было ни болезней, не печалей у верующих! Никто не простудился и уж тем более, не утонул!" Есть прецеденты, извините! Был конкретный выпивший мужчина, что пошел самостоятельно на прорубь на Мезени и там замерз. Вероятно, сердечный приступ. Любой прецедент имеет свойство повторяться. И потому спасатели ОБЯЗАНЫ быть там, где прецедент возможен. Они и будут. Так же, как и полиция. Опять же, на то же озеро Щучье два километра лесной дороги имеет однорядное движение. И все два километра "елочкой" заставлены машинами. Выбраться невозможно. Лишь пешком по сугробам. Задаем ситуацию: человеку стало плохо. Дальше что? Вертолет подать к проруби изволите? Вот когда-нибудь на Святой Руси такой именно прецедент и произойдет. И тогда... мне неприятно даже думать о тех полицейских мерах, которые тогда начнут вводить на всех иорданях. Ведь если бы не зеваки-горожане, а только лишь верующие люди окунались - речь бы не шла о сотнях и тысячах людей на льду. А так, например, на Смердье в 2011 году ожидалось 200 человек, пришло же порядка 2 тысяч. Больше, чем на последний митинг в центре Архангельска.
Далее. Есть категория парней на джипах, которые устроят своего рода "Дозор" по прорубям . "Бороться и искать, найти и окунуться!" Одно из мест, где купание согласовано - при монастыре, это женский скит. Намеренно не говорю где. Приедет туда кавалькада джипов "грехи освятить" - а там, извините, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, и не просто монастырь, а СКИТ. Со строжайшим уставом и ограничениями на связь с внешним миром. И зачем это место превращать в "купалку"? Себя показать? Над женщинами в монастырском исподнем постебаться?
Сами батюшки стали заложниками моды на купание. Вот священник выходит из храма крестным ходом с благочестивыми прихожанами, отстоявшими длительную крещенскую службу. А у проруби - орда жаждущих окунуться. Орда - потому что ни слова по церковно-славянски не разумеет и с пузырем коньяка или пива за пазухой. И батюшка по своему статусу не может сказать орде - "А вы, извините, не допускаетесь. Вас на службе не стояло!" (хотя стоило бы, на мой взгляд), но, как добрый пастырь должен оставаться у проруби до последнего клиента (извиняюсь за лексику - но до "последнего верующего" слишком высокопарно для тех, кто приезжает "грехи освятить"). До синего носа, мороженых соплей, простуды и артрита. Ревматизм и так профессиональное заболевание пожилых священников. Может, конечно, Бог батюшку и хранит, но несколько часов с мокрыми ногами и руками на морозе - это как-то все равно жестоко по отношению к человеческому организму. Ради чего в эту ночь жертвует священник? Ради твоего "Хочу себя испытать!" пусть и под маской православной веры?
Короче, баба Яга против. Против этого лицемерия, бардака, ухарства.
И садясь в свое авто, направляясь к проруби, задай себе вопрос: ради чего? Грехи-то все равно не смоешь - хоть упейся и искупайся в крещенской воде (вера в предметы вообще называется сексологическим термином "фетишизм", между прочим). А в рай на джипе все равно не въедешь.
P.S. Как мне сообщили только что, отказались проводить крещенские купания в Северодвинске, отказы есть в Мезенском, в Красноборском районе. Везде тонкий лед. И похоже, скоро узнаем о других отказах. Здравый смысл, товарищи, диктует здравые решения.