Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия На заметку Арктический форум Цифра дня Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Бизнес новости
Дополнительный функционал
Дополнительные возможности для пользователей ресурса
УФНС по Архангельской области
Текущая задолженность перед бюджетом в режиме on-line
Минздрав Архангельской области
Запись к врачам-специалистам медучреждений города и области
Архангельская городская Дума
Интерактивная связь с депутатами Архангельской городской Думы
ЖКХ Архангельской области
Информация о финансово-хозяйственной деятельности УК и ТСЖ
Отдых в Архангельской области
Где остановиться, как отдохнуть, что посмотреть
Интервью | Главные новости

Уличное искусство возрождает Архангельск

28.06.24 18:01
815 0
Граффити и скульптурные инсталляции – часть уличного искусства, а Архангельск – одно из множества мест, где стрит-арт оставляет свой след. Но как рисунки перевоплощают город? Об этом мы поговорили c Владиславом Дреко.
 >
Фото из архива Владислава Дреко
Фото из архива Владислава Дреко
Фото из архива Владислава Дреко
Еще в 2018 – 2019 годах проводились исследования на тему «Граффити: искусство или вандализм». По данным ВЦИОМ выяснилось, что 27% опрошенных считают граффити видом искусства, 45% отнеслись нейтрально, 24% выступили против. Однако несмотря на эти данные стрит-арт не потерял своей популярности.

Владислав Дреко – тьютор исследовательской части проекта «City Says», рассказал про уличное искусство, раскрывающее город глубже с культурной стороны.

— «City Says» – художественно-исследовательский проект, как же пришла идея создания?

— Это было начало 2021 года. Наталья Щукина встретилась со мной. Наталья Щукина – это руководитель благотворительной организации «Солнце Маори» встретилась со мной. Вместе с «Солнце Маори», ЦСИ ARKA, нам пришла идея создания «City Says». У нас было много художественных проектов в городе. Например, расписывали набережную, где находиться бетонная часть на пляже. Были маленькие проекты, но не было исследовательской части, благодаря которой можно создать осмысленные объекты, привязанные к Архангельску, отражающие его локальные истории и социальную значимость. Поэтому мы решили сделать комплексный проект, чтобы искусство было не только ради красоты, но и ради социального эксперимента, социального действия. Процедура исследования, неважно по какому поводу – современное искусство или история, – это классный повод «закопаться» в нашу повседневность и посмотреть на Архангельск.

— Проект «City Says» получился большим. Возникали ли сложности в работе?

— Сначала мы думали, что справимся своими силами, но поняли, что это сложная процедура, требующая компетентного подхода. Нам нужен был человек с методологией исследования, чтобы за неделю команда разных людей – социологов, антропологов, архитекторов – могла дать емкий и многоплановый результат по двум районам города – Соломбола и Привокзальный. Пригласили дополнительных тьюторов, которые стали курировать исследовательскую и художественную части. Сергей Куликов отвечал за исследование, Анастасия Пронина – за художественную часть, реализацию и анализ.

Сложности были в исследовательской части. Сергей Куликов разработал методологию и у нас стала вырисовываться ясная картина Соломбалы и Привокзалки. Исследование состояло из разных сфер и этапов. Мы решили использовать разные инструменты. Создавали карты мест, которые чаще посещают люди, «болевых точек» районов, маршрутов, трафика и так далее. Использовали метод анкетирования, публиковали анкеты в социальных сетях и выходили в народ, чтобы проводить глубинные интервью. Мы выходили в Соломболу или Привокзалку, встречали людей и беседовали с ними, пытались вывести на рефлексию. Потом обрабатывали результаты и всю собранную информацию облекали в большую презентацию, делали выжимку, создавали емкий портрет каждого района по знаковым точкам и аспектам, эти данные презентовали художникам и всем желающим.

— Вы сказали, что использовали методы, как анкетирование и интервьюирование. Считают ли жители Архангельска, что граффити — вандализм или же это искусство?

— В целом, как мне помнится, мнения полярные. Половина считает, что это часть искусства, а половина — что это вандализм. Тут все зависит от того, как задавать вопрос. Например, бабушка на дворовом фасаде многоэтажки на площади Ленина вряд ли посчитает это вандализмом, потому что это художественная работа. Бывают вандальные работы – теги (вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора), которые классно сделаны. Есть и художественные работы, выполненные по заказу, но порой смотрятся ужасно.



В глубинных интервью люди больше показывали, что такое Соломбала для самих соломбальцев и что такое Привокзалка. Из этого вытекало ощущение районов. Жители делились воспоминаниями, ностальгическими аспектами, например, звуками города. В Соломбале раньше ходил трамвай – звук стука колес, звон трамвая, также запах дерева, когда были лесопилки. Благодаря этим интервью мы хотели и получили, как архангелогородцы ощущают свое место.

— Вы упомянули «теги». На сайте «City Says» есть архив, где представлены не только фотографии, но и названия творческих коллективов и время их активного творчества. Как вы выходили на связь с уличными художниками?

— Тут была проведена большая работа. Этой деятельностью занимались наши коллеги. В художественном сообществе все друг друга знают. Но не все авторы делятся своими личными историями. Кто-то готов рассказывать, например, на встрече в магазине «Все свои» были художники, которые высказывались публично. Так, Архангельск – небольшой город, здесь все друг друга знают, поэтому возможно найти контакт, человека.



— Вы и ваши коллеги проводите экскурсии по городу, где есть не только настенные рисунки, но и инсталляции, арт-объекты. Случалось ли подобное, что человек полностью поменял свое мнение про уличное искусство?

— Экскурсии посещали те, кому это действительно интересно. Не помню такого, чтобы приходили люди, которые изначально были заточены негативно. Были те, кто приходил со своим мнением, и разумеется, по-разному все это оценивали. Но главное у таких людей был именно исследовательский интерес. Они приходили посмотреть, что скрывается в закоулках нашего города. Люди новое для себя открывали, например, в Архангельске есть стена граффити, которая выполнена художниками-женщинами. Многие заново для себя познавали город.

— Проект был реализован в 2021 году, вы до сих пор проводите различные исследования? Наблюдаете ли за граффити, возможно, появляются новые изображения или же наоборот их становится еще меньше?

— Сейчас проект перешел в стадию архива. Он теперь, как сайт и является накопителем информации. Там можно зайти, посмотреть карты, архивы, видео, фото, интервью, аналитические статьи, материалы, публицистику, все что угодно. Есть ссылки на полезные источники информации.По мере сил и возможностей, стараемся и будем дальше пополнять этот сайт.

— Проект ориентирован на город Архангельск. Планируется ли включить в него такие города, как Северодвинск или Новодвинск?

— У нас была и есть такая мысль, мечта, чтобы эту методологию, которую мы разработали, применить к другим населенным пунктам. В Архангельской области имеются города, где есть уличное искусство. Причем стрит-арт – это широкое слово, не только граффити, но и мозаика или например, барельефы на стенах, а также деревянные декоративные элементы тоже часть искусства. Поэтому по мере сил будем стараться, но мысль такая имеется.

—Проекту «City Says» уже три года. Реализовал ли он свои задачи?

— Тут есть несколько аспектов, во-первых, может, это связано с проектом или нет, но это происходило в один период. У администрации города в ближайшие годы был тренд на муралы. Выделялись средства, заказывались художники и создавались большие объекты на фасадах зданий. Это как паблик-арт, то есть искусство в публичном пространстве, подразумевающее коммуникацию между городом и зрителем.

Во-вторых, я провожу экскурсии по городу, к нам приезжает много туристов.  90% – туристы из Москвы и когда их водишь по Архангельску, показываешь разные его стороны. Они отмечают, например, бабушка, которая рядышком здесь нарисована. Люди приходят и говорят: «Ух ты, а у вас здесь не закрашивают граффити!» Допустим, в Москве на трансформаторной будке нарисуют какого-нибудь персонажа, а рисунок закрасят. Люди размышляют, что в Архангельске больше свободы в этом плане.

В-третьих, сам проект переходит в другие стадии. Он всколыхнул интерес к городу, к уличному искусству. Потому что экскурсии, которые мы публично проводили показали очень большой интерес архангелогородцев к истории своего края. На экскурсии всегда записывалось огромное количество людей, а приходило больше, чем записалось. Интересно было наблюдать, когда ты ведешь экскурсии, а люди их не покидают, а добавляются.

В итоге, в начале было 20 человек, а под конец 40 и это прекрасно! Поэтому, такой проект с точки зрения социальной значимости имел эти три аспекта: интерес к городу местных жителей и иногородних людей к Архангельску, развитие муралов и поддерживание общей атмосферы в городе.
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Главные новости | Лента новостей Все новости