Недавно в России активно обсуждалась возможность запрета на работу для тату-мастеров без медицинского образования. Предложение о таком запрете возникло после трагического случая с тату-моделью, которая умерла через неделю после сеанса, проведённого на дому.
Тату-мастер Лев Махнов и врач анестезиолог-реаниматолог Иван Андрийчук, в беседе с журналистом News29.ru, высказали свою точку зрения по этому вопросу. Отметим сразу, что их мнения оказались различными.
— Итак, Лев. Самая большая повестка в сфере тату — возможный запрет работникам тату салона работать без медицинского образования. Какие были Ваши первые мысли по поводу этого?
Это глупость. На мой взгляд, медицинское образование нужно тем, кто непосредственно как-то лечит людей или взаимодействует с более глубоким спектром человеческого тела. У мастера взаимодействие происходит только с кожным покровом. То есть все, что нужно знать мастеру - в какой слой кожи нужно попадать, в какой не нужно. И то это влияет больше не на травматологию, а на качество самого рисунка.
Конечно, помимо этого, нужно знать, что такое перекрестное заражение и как его избегать, и как стерилизовать инструмент. Это все.
Ну, анатомию нужно знать только как художнику, то есть тату-мастеру. Для нас совершенно бесполезно знание о том, как называется каждая косточка по латыни или как точно называется каждая мышца.
Если это разовьется, то это просто убьет индустрию в России, которая считается одной из самых лучших в мире. Русская школа татуировки пользуется большим уважением во всём мире. Максимум, что можно предложить — это, например, курсы по стерилизации инструментов и методам предотвращения заражения. Но дело в том, что каждый мастер и так это знает. Каждый хороший мастер это понимает. Ведь если ты кого-то чем-то заразишь или сделаешь что-то неправильно, в индустрии очень быстро распространятся слухи и информация. И если вдруг из-за тебя кто-то заразится, то ты можешь потерять возможность работать в тату-индустрии и, конечно, попасть в тюрьму.
— В любом случае, Вы говорите, что любой хороший мастер это знает. Но совсем недавно произошел случай, что умерла женщина. Как же так произошло?
Потому что мастер делал татуировку на дому, плюс колол лидокаин. Это очень важно, потому что лидокаин может вызывать аллергию, причём сильную и быстро развивающуюся. В таких случаях счёт идёт на минуты, и скорая помощь должна приехать как можно скорее. К сожалению, не всегда это удается. Лидокаин в первую очередь используется для обезболивания, чтобы пациент не чувствовал боли. Если студия заказывает препарат, она может быть уверена в его качестве. А человек, который делает процедуры дома, не может гарантировать соблюдение всех необходимых условий и использование безопасных препаратов. Возможно, он использовал не лидокаин, а что-то другое.
Кто может гарантировать? Делать татуировки не в студии это - 100 раз надо подумать. Очень много фотографий по интернету гуляет, как люди делают вне студии, дома и где угодно. Там работают без перчаток, без барьерной защиты. Недавно видел историю, как девушка показывает картридж от тату-машинки и говорит, что этого картриджа хватает на много людей. А чтобы он к новому человеку приходил чистым, его держат в воде. Это просто кошмар. Разумеется, если человек не понимает, как обеспечить безопасность своего клиента, ему не стоит работать в этой сфере.
— Разве закон не должен, наоборот, защищать людей от подобных мастеров? Как считаете, если будет медицинское образование и документ это подтверждающий, подобных случаев станет меньше?
Дело в том, что будет сложно систематизировать все эти требования, ведь невозможно предугадать, что может понадобиться мастеру, а что — нет. Большинство мастеров, вероятно, не будут тратить на это время, так как многие из них, например, известные мастера, или так называемые «топы» индустрии, уже хорошо известны и пользуются большим спросом.
Любой специалист покажет, что все исходники у него одноразовые. Покажет химию, в котором у него хранится оборудование. И штука в том, что этого достаточно.
— И как ты считаешь, вообще это к чему приведет? К чему приведет этот закон, именно для студий? К худшему или, может быть, в чем, то есть плюс?
Я не вижу в этом никакой пользы. Это просто дополнительная бюрократическая нагрузка. Важно обратить внимание на то, кто будет проверять мастеров. Например, необходимо убедиться, что у них есть медицинские лицензии. Но кто будет проверять подлинность этих лицензий? Возникает множество вопросов. Тату студии не закроются, конечно.
Вот, допустим, ты занимаешься этим уже 10 лет. Делаешь татуировку, «наваливаешь стиль», делаешь все это безопасно и качественно, проходишь курсы, никто из твоих клиентов не пострадал и тут в один момент тебе говорят, что у тебя теперь должно быть медицинское образование. Поэтому, будь добр, потрать на это примерно шесть лет, чтобы получить диплом и дальше продолжай делать то, что ты и так делал последние 10 лет. Ну это же глупо! На мой взгляд, важно ограничить доступ к лидокаину без рецепта от врача, если он нужен пациенту. На мой взгляд, проблема в этом.
— Иван, а какое Ваше мнение по поводу вопроса о возможном запрете тату-мастеров без медицинского образования?
Однозначно положительное. Сама процедура нанесения татуировки подразумевает под собой внедрение инородного тела - пигмента, в организм человека, причём внедрения таким образом, что извлечь его окончательно представляется технически трудной задачей, кроме того в ряде случаев при нанесении татуировки применяются местные анестетики и то и другое может служить причиной относительно редкой, но опасной для жизни реакции организма - анафилаксией, и её более грозной версией анафилактическим шоком. Без специального оборудования, медикаментов и навыков оказания помощи в таких случаях исход может быть весьма серьёзным, вплоть до летального. Оказание помощи в таком случае может потребовать специфичных навыков, которых может обеспечить только медицинское образование. У простого тату-мастера, обычно, такое не наблюдается.
Соответственно, человек его не имеющий, вряд ли сможет провести интубацию трахеи для обеспечения вентиляции, проведение самой вентиляции, установки надёжного сосудистого доступа, расчёт специальных медицинских средств, а в таких ситуациях счёт идёт на минуты.
— Что нужно, чтобы защититься от подобных инфекций и опасностей, если ты захотел сделать татуировку?
Точную нерушимую гарантию от всех опасностей, к сожалению, никто дать не в силах. Однако для минимизации рисков необходимо чтобы проведение манипуляции происходило в асептических условиях, одноразовым инструментарием и контролем медицинского работника, у которого есть всё необходимое для оказания квалифицированной медицинской помощи при неотложных ситуациях. Поэтому этот закон так важен для безопасности самих граждан.
— Причиной для образования этого закона стал случай с женщиной, которая делала татуировку в домашних условиях и ей вкалывали лидокаин. Что такое лидокаин с точки зрения медицины и чем он опасен?
Лидокаин — это амидный местный анестетик, который применяется для обезболивания при медицинских манипуляциях. Это замечательное лекарство, но, как и любой другой медицинский препарат, оно может вызвать нежелательные реакции, если не соблюдать правила его использования. Например, при нарушении правил может возникнуть анафилаксия — острая аллергическая реакция, которая представляет серьёзную опасность для жизни.
Также существует риск системной токсичности местных анестетиков при случайном введении большой дозы препарата в кровеносный сосуд. Это может привести к остановке сердца и летальному исходу. Я знаю, что он используется и в косметических средствах, и в обезболивании наружного применения. Но опасность анафилаксии никто не отменял, кроме того, при повреждении кожного покрова, что как раз и происходит при нанесении татуировки, тоже возможна системная токсическая реакция, ибо местный анестетик может проникать через участки повреждения в кожном покрове. Проблема не в препарате, а в неправильном его использовании, опять же мы говорили, что могут возникнуть грозные реакции и вне использования лидокаина, поэтому основная проблема отсутствие медицинского специалиста, который сможет эти проблемы решить, а главное большую часть предотвратить.
Конечно, нюансов много, и я считаю, что оценивать их и решать в какой форме и в каких случаях нужно применять тот или иной метод обезболивания должен медицинский работник.