Архангельские спасатели протестировали уникальное судно на воздушной подушке
01.04.17 18:41
4389
0
Руководство МЧС России специально пригласило создателей этого спасательного средства в Архангельск, чтобы испытать не имеющую аналогов в мире технику в реальных условиях моря, льдов и торосов.
В дни Международного Арктического форума, что прошел в Архангельске 29-30 марта, все желающие могли на причале морского-речного вокзала увидеть выставку пожарно-спасательной техники, что эксплуатируется в условиях Севера. Среди экспонатов был и поразивший всех Хивус-20 – судно на воздушной подушке.
Руководство МЧС России специально пригласило создателей этого спасательного средства в Архангельск, чтобы не только посмотреть новейшую разработку нижегородских судостроителей, но и дать возможность испытать не имеющую аналогов в мире (!) технику в реальных условиях. А тут и повод нашелся: журналисты попросили помочь снять сюжет с труднодоступной гидрометеостанции на острове Мудьюг.
Обычно до Мудьюга нужно добираться часа 2-3, в зависимости от выбранного маршрута. Не близок путь до острова, после которого – только Белое море. Обычно спасатели используют аэробот «Патруль» или суда на воздушной подушке «Марс» или «Хивус-10». Судно на воздушной подушке – это не большая «ватрушка», как думают многие. «Тот не СВП-шник, кто под юбку не лазил!» - шутит конструктор судна, заместитель генерального директора компании «Аэроход» (Н. Новгород) Роман Малышев. «Юбка» - это тканевая полоса, которая создает некое подобие юбки. Под нее нагнетается воздух и судно приподнимается над поверхностью, зависая в воздухе. И тут в дело вступают винты, создающие тягу. Прочность «юбки» - слабое место СВП. Порвется о торосы – вставай на прикол, чинись. Создатели Хивуса-20 это учли, и «сшили « юбку из материала нового поколения, который сохраняет эластичность на морозе и которому арктические льды – родная стихия.
Судно начинает движение плавно и как бы нехотя, но вскоре пейзаж начинает меняться очень и очень быстро. Из города мы в течение минут 40 попадаем в места, где сотовая связь уже практически не ловит, где можно увидеть голову любопытного гренландского тюленя или нерпы, где море и ледоколы ломают льды.
И вот уже впереди мачты Росморпорта и гидрометеослужбы. Хивус сбавляет ход и плавно наезжает на берег. В домике метеорологов нас ждут Людмила и Николай – супружеская пара. Которых свела далекая Арктика. Новосибирский парень и архангельская девушка познакомились в экспедиции на Крайний Север. Любовь к Арктике и общее дело свели ребят в дружную «метеосемью». На острове живут только пятеро метеорологов (трое сейчас на сессии, и хозяйство ведут Люда и Николай) да несколько работников Росморпорта. Хлеб пекут сами – какие ж магазины? Можно, конечно, сходить в д.Патракеевку за 12 км – но это для Луны, местной собачки. Пока лед у Мудьюга не растает, она может совершать такие прогулки. Но в последнее время Луна поранила лапку и предпочитает отлеживаться на весеннем солнце, греясь на крылечке…
Тем временем мы общаемся с Романом Малышевым.
- Мы давно тесно сотрудничаем с МЧС России, и спасателями уже давно используется наша наработка – проект судна на воздушной подушке А-8. Совместно с МЧС было разработано техзадание, и мы выпустили новый проект, который имеет уникальные характеристики, не имеющие аналогов в мире, - рассказывает заместитель генерального директора по флоту компании-проектировщика «Хивуса-20» Роман Малышев.
Министр МЧС России Владимир Пучков, осмотрев судно на выставке в рамках Арктического форума, порекомендовал провести опытную эксплуатацию в условиях Севера, в арктических регионах.
- Особенность судна в том, что его можно использовать как вариант пассажирский или перевозить груз, или брать дополнительный запас топлива, что позволяет иметь запас хода на 2000 км,– продолжает Малышев. - Есть гидроманипулятор и крыша-люк, позволяющие загрузить внутрь судна квадроцикл, снегоход или гидроцикл в зависимости от особенностей поисково-спасательной операции.
Новый «Хивус» (создатели называют его и «аэроход») по сравнению с предшественником – «Хивусом-10» - словно БТР рядом с легковым автомобилем. Тем не менее, Роман не считает его «прожорливым». По экономическим выкладкам, дешевле доставлять груз только автотранспортом, считает Малышев.
- Я видел ваши архангельские переправы, так вот, я делал расчеты, и уверен, что доставка людей с Кегострова, например, таким транспортом экономически дешевле, чем это практикуется в Архангельске сегодня, - уверен он.
Спасатель Архангельского Арктического комплексного аварийно-спасательного центра МЧС России Андрей Пузанков многие годы водил «десятку». Речь, конечно, не о машине ВАЗ-2110, а о «Хивусе-10». Потому и отправился на роль первого эксперта по ходовым качествам. Андрей высоко оценил возможности аэрохода.
- Суда на воздушной подушке хороши в первую очередь тем. Что они не зависят от глубины и способны двигаться как по воде, так и по льду и снегу. Таким образом, можно очень сократить путь и время прибытия на место спасательной операции. Судно хорошо проходит через торосы, преодолевает препятствия более метра. В нем достаточно места внутри, хорошая грузоподъемность, в нем тепло, бесшумно и комфортно.
- Арктика – это прежде всего огромные расстояния. Как оцените дальность хода?
- Производители учли это и укомплектовали судно дополнительными съемными баками для топлива. Можно увеличить запас хода до 2000 км и даже более. Такое судно нам бы очень было полезно. Ведь нам очень важна техника, способная преодолевать торосы на судовом ходу.
На обратном пути Хивус разогнали по беломорскому льду и плавно, без шума и пыли» вышли на открытую воду. Плавающие в ней льдины «Хивус-20» как будто не замечает. Не заметил он и торосистой кромки льда, плавно без тряски «выскочив» на лед. Цифры спидометра показывали 107 км/час. Долгий маршрут, на который были настроены мы с телевизионщиками, занял от острова Мудьюг до Центральной спасательной станции в Архангельске ровно 30 минут. Арктика оказалась ближе, чем мы думали до этого.