Главные новости Политика Экономика Общество Культура Спорт Происшествия Интервью Арктический форум Бизнес новости TV-BOX
ТОП 7 читаемые|обсуждаемые
Интервью | Главные новости
Руководство проблемного ЦБК в Архангельске расчитывает на инвестиции и господдержку
18.04.13 16:33
8454 0
 >
Фото помещено в архив издания
Напомним, 4 апреля руководство Соломбальского ЦБК официально объявило о полной остановке производства, с 10 июля около тысячи сотрудников останутся без работыО нынешнем положении дел на комбинате, дальнейших перспективах производства и коллектива рассказал в интервью журналистам областной газеты «Правда Севера» председатель Совета директоров СЦБК Александр Пластинин.
 
— Александр Викторович, была ли альтернатива остановке комбината?

— В сложившихся условиях – увы, альтернативы не было. Менеджмент и производственная служба сделали все мыслимое и немыслимое для того, чтобы предприятие в марте возобновило работу. Были привлечены все имеющиеся ресурсы, финансовые и материальные. Но и этого оказалось недостаточно. Работать в таком режиме, ежедневно умножая убытки, далее было невозможно.
 
— Сейчас многих волнует информация о предстоящих массовых сокращениях, как вы можете ее прокомментировать?

Фактически предприятие уже более трех месяцев, с конца 2012 года, не производит продукцию, и у него уже нет источника доходов. Все это время работники получают заработную плату, выплачивается 2/3 от среднего заработка тем, кто находится в простое. Мы, сколько могли, оттягивали трудное решение о сокращении персонала, понимая его социальные последствия. Но сегодня уже сформировалось понимание того, что в обозримом будущем мы не сможем обеспечить коллектив работой, и ситуация вынуждает нас пойти на сокращение штатов.

Да, решение тяжелое. Наверное, самое тяжелое из всех, которые вообще может принять руководитель. Но все процедуры проводятся в строгом соответствии с законодательством о труде, под контролем профсоюзного комитета, службы занятости и других ведомств. В любом случае, прямо завтра никто на улице не окажется, люди будут получать зарплату вплоть до увольнения, а затем в течение еще шести месяцев, если за это время не смогут или не захотят трудоустроиться. Хотя нужно сказать откровенно, что для предприятия, не производящего продукцию, а только потребляющего ресурсы, такая финансовая нагрузка практически непосильна. Тем не менее, закон есть закон, и его необходимо соблюдать.
 
— На Лесном форуме вы уже рассказывали о трудностях Соломбальского ЦБК, и все-таки объясните вкратце, в чем главная причина сложившейся ситуации?

Сегодня многим хотелось бы услышать простой ответ, например: «Виноват рынок» или «Виноваты менеджеры». Но на самом деле, кризис, в котором уже продолжительное время находится комбинат, да и значительная часть лесной отрасли, имеет более сложную природу. Сегодня в целлюлозно-бумажной промышленности четко обозначилась тенденция: крупные холдинги, предприятия с иностранным капиталом в активах, выпускающие разнообразную продукцию, показывают удовлетворительные результаты, имеют прибыль, могут инвестировать в развитие. И совсем другая картина, если вести речь о предприятиях регионального масштаба, сравнимых с Соломбальским ЦБК, в основном – монотоварных. В Карелии Кондопожский ЦБК проходит процедуру банкротства, есть информация о предстоящих сокращениях работников.

Производитель мешочной бумаги Сегежский ЦБК пока еще испытывает значительные трудности. Озвучено решение о закрытии Байкальского ЦБК. Все говорит о серьезном кризисе в отрасли. У всех «середнячков» есть большие трудности с привлечением инвестиций в модернизацию. Такой бизнес органически не может развиваться на собственные средства, он даже в «жирные» годы не зарабатывал необходимого для этого количества денег. Остаются или крупный акционерный капитал, или кредитные средства, но фактически – лишь надежда на эти средства.
 
— Но почему банки столь неохотно кредитуют предприятия лесопереработки?

Банковская система России еще довольно слаба, но главное – банки недостаточно связаны с реальным сектором экономики, они ориентированы на сугубо финансовые операции, то есть, по сути, развивают самих себя, а не бизнес. Но здесь возникает интересная ситуация. Сегодня проще получить кредит под проекты «bluesky», то есть создаваемые с нуля, «под чистым небом». Если же речь идет о модернизации существующего производства, то банковские аналитики пристально смотрят, а какая у него нынешняя доходность, почему такая низкая? Но, господа, мы ведь для того и кредитуемся, чтобы доходность повышать! Более того – готовы обеспечить проект землей, существующими коммуникациями, инфраструктурой… Но сегодня получить кредит даже по высокой ставке, обеспечив его залогом, очень и очень сложно. С одним из «государственных» банков мы больше трех лет вели переговоры о финансировании строительства нового лесозавода в рамках приоритетного инвестиционного проекта. Проект прошел согласования на всех уровнях банковской иерархии, было и обращение губернатора по этому поводу. А результат нулевой. Вот и получается – и банк «государственный», и проект признан государством приоритетным – а связующей нити между ними нет.
 
— Какие действия предпримет руководство предприятия, будут ли в ближайшее время новые попытки возобновить производство?

Конечно, наше мнение и желание – Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат должен работать. Возобновить производство, по заверению наших технических специалистов, можно, вложив очень серьезные ресурсы. Но это решение было бы временным, потому что существующий уровень цен на целлюлозу не покрывает расходов на ее производство. А значит, возобновление производства возможно лишь на качественно ином уровне, с другой «экономикой». Фактически нам нужен новый завод, проект которого у нас уже есть, он признан приоритетным и может быть воплощен при условии появления стратегического инвестора. Сейчас это еще можно сделать, потому что Соломбальский ЦБК пока располагает соответствующим кадровым потенциалом.
 
— Вы рассчитываете на какую-то помощь со стороны региональной, федеральной власти?

От традиционных мер – комиссии, письма, обращения – результата никакого не будет. Сегодня предприятию, для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, нужна реальная поддержка в виде открытия кредитной линии для строительства нового завода под гарантии государства. В свое время Соломбальский ЦБК строила вся страна. Сейчас другое время, и государство не финансирует строительство заводов напрямую, но может и должно создать условия для того, чтобы появлялись новые крупные производства, в том числе – через предоставление госгарантий. Способна ли власть выступить поручителем по такому кредиту или хотя бы переговорщиком с государственными банками? Из сообщений СМИ мы знаем, что в Карелии ситуация на Кондопожском ЦБК стала выправляться только после того, как глава республики добился подписания соглашения с основным банком-кредитором. Может быть, и властям Архангельской области уже пришло время создать такой прецедент?
0 0
 >
Есть о чём рассказать? Пиши: info@news29.ru
Новости по теме | Лента новостей