«Диверсанты – след в тайге» - четвёртый в серии небольших документальных фильмов под единым названием «Щит и Меч: легенды госбезопасности». Фильмы рассказывают о защите и отражении скрытых ударов врагов Отечества соответствующими организациями госбезопасности (ВЧК, НКВД, КГБ). Об операциях Смерша против Абвера, о организации восстании в тылу нацистов, о радиоиграх с противником..
Получасовой фильм, вышедший на телеканале «Звезда», прокомментировал доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Высшей школы социально-гуманитарных наук, член РВИО Андрей Викторевич Репневский.
Главное то, что все эти фильмы правдивы и полностью соответствуют рассекреченным документам (донесениям агентов, отчетам розыскных команд, допросам арестованных диверсантов, музейным экспонатам, воспоминанием, артефактам военного времени). Не то, что многие нынешние полу художественные кинеподелки (я бы сказал «киноподделки»), снятые, якобы, «по мотивам» и полные дешевой выдумки.
Для того, чтобы такой фильм как
«Диверсанты – след в тайге», о котором пойдет речь, увидела свет, надо было, чтобы прошло изрядное количество лет. 80-лет оказалось достаточно, чтобы рассекретить документы о некоторых событиях истории Великой Отечественной войны.
Фильм ценнее и насыщеннее большинства пустых сериалов на военную тему. Речь в фильме идет о юго-западных районах области Каргопольском, Няндомском и Коношском, тех самых районах по которым проходят стратегически важные железнодорожные пути из Архангельска и Коми
(из Коноши ж/д шла из Печерского угольного бассейна).
Фильм рассказывает о работе НКВД по поиску диверсантов и привлечении для этого 19 истребительных отрядов из числа тех, кого не взяли на фронт по здоровью (общим числом более 2000 человек). В их числе и были курсанты из Великого Устюга, милиционеры, работники охраны лагерей и железной дороги, включая 25 женщин).
Для жителей области важно будет узнать из комментариев к кадрам фильма то, как органы госбезопасности вместе с населением боролись с вражеской разведывательно-диверсионной агентурой, заброшенной для разведки на железную дорогу
Интерес диверсантов к железной дороге понятен: в Архангельск и Молотовск (после войны Северодвинск) поступали по ленд-лизу сотни тысяч тонн грузов военного назначения. Этим грузам была бы грош цена, если бы стратегически важная дорога на Вологду и Москву была перерезана диверсантами, а грузы изучены разведкой врага. В 1942 г. основные грузы шли в сторону Сталинграда – там готовилась главная битва года.
Недаром в опубликованной в нескольких изданиях переписке И.В. Сталина с У.Черчиллем и Ф.Д.Рузвельтом, Архангельск с осени 1941 г. звучал почти ежедневно. Лидеры Британии и США постоянно интересовались тем, как быстро идет разгрузка кораблей и как быстро военные эшелоны передвигаются на фронт, а промышленное сырье поступает на заводы Урала.
Это же интересовало и нацистскую разведку. Так называемое «Бюро Целлариуса» в Таллине подготовило диверсантов к проникновению в Архангельскую область. В 1942 г. 2 хорошо подготовленные группы из 13 диверсантов – эстонцев по национальности - были заброшены с целью разведки на нашу железную дорогу.
Сразу вспоминается художественный фильм «А зори здесь тихие». (СССР 1972 г.). Он схож с рецензируемой документальной лентой по тематике и природе места действия. Он тоже, но художественными методами, отражает суровую правду войны, правду, усиленную замечательной игрой актеров.
Документальный фильм Архангельского РУФСБ фактически рассказывает о подобных событиях. Он о том, как диверсантов обнаружили на нашей железной дороге, заставили уйти с неё и бежать к линии фонта на запад, как 2 месяца поисковые группы с собаками и пеленгаторами шли по следам врагов, гоняли их по лесам и болотам, уничтожали по частям, лишили передатчиков, подбили их гидроплан и не дали улететь с озера Лача. В итоге 9 из 13 диверсантов были захвачены, 4 человека убиты. К 10 ноября 1942 г. операция по их поимке завершилась. Об этом Л. Берия и доложил И.В.Сталину.
Фильм рассказывает о том, как население всеми силами помогало в борьбе с диверсантами: простые лесорубы, деревенские жительницы, и даже дети не дали диверсантам раствориться и затеряться в тайге. Люди знали, куда надо обращаться в случае встречи с подозрительными людьми.
«На меня произвел впечатление реальный эпизод фильма с мальчиком Колей Соловьевым. Это не пресловутый современный «Коля из Уренгоя». Это юноша совсем иной грозной военной эпохи. 19 сент. 1942 г. на него, рыбачившего на речке, вышла странная группа вооруженных людей. Николая не обмануло то, что эти лица в странной форме без знаков различия и с незнакомым оружием представились работниками НКВД, пытались изобразить добрых людей, угостили его шоколадом и потребовали никому о них не говорить, мол это секрет НКВД. Коля не растерялся, сделал вид, что им поверил, а когда группа скрылись в лесу, быстро побежал в село, доложил председателю сельсовета о чужаках, их численности, незнакомом оружии, об интересе к железной дороге. С этого момента и начались активные поиски и преследование диверсантов.
Мне так и вспоминается любимая песенка моих одногодок - детей первых послевоенных лет. Эта песенка о бдительности мальчика Алеши. Не очень точно, но припоминаю несколько строчек из песенки.:
«По этой, по дороге
Прошли босые ноги,
Босые, загорелые
Протопали, прошли
…
Последним шел Алеша
И больше всех пылил
….
Нечаянно-нарочно,
Никто не знает точно,
Ногою он на пуговку,
На эту наступил».
В общем пуговку Алеша поднял, она оказалась иностранная. Алеша принес ее пограничникам и в итоге был разоблачен и схвачен матёрый иностранный шпион.
Мы эту песенку распевали в детстве в 50-е годы. Когда стали взрослее, то подумали, что все в этой песне ерунда и шпиономания, а вот реальная история документального фильма из серии «Щит и меч» говорит нам, что это вовсе не ерунда, надо быть внимательными «к пуговкам» такого рода, особенно вы условиях войны» - отметил историк.
В фильме прямо из следственных дел арестованных диверсантов зачитываются ведущей их показания на допросах в Архангельске, звучат рассказы работников краеведческих музеев Коноши и Каргополя, демонстрируются т.н. «торпеды» (контейнеры в которых диверсантам с самолетов сбрасывали необходимые грузы. Всего им было сброшено 35 торпед, некоторые из них заминированы).
Трофейные кинокадры удачно перемежаются с вписанными в ткань повествования современными постановочными сюжетами, используются архивные фото реальных немецких диверсантов из этих групп, демонстрируются документальные кадры военной эпохи (правда, на некоторых кинокадрах видим, что сбрасывают диверсантов явно не на Архангельской земле, потому, что фоном для парашютистов служит горная местность, на некоторых кадрах видно, что ж/дорога идет через тоннель, кое-какие документальные кусочки показывают в качестве диверсантов в советском тылу солдат в немецкой форме. Видимо, режиссеры фильма не сумели подобрать более подходящие к ситуации документальные эпизоды. Но мы к этим деталям не будем придираться. В целом они не портят фильм).
По мнению Андрея Викторевича Репневского, кинодокумент обязателен к просмотру современной молодежи, чтобы она учились отличать реальные события от ярких дешевых фантазий. Врать про войну нельзя, это преступление перед собственным народом. Меня не очень волнует неточность в изображении и действиях танков на поле сражений или самолетов в небе, ошибки в форме или званиях героев современных художественных военных кинолент. Это имеет второстепенное значение, хотя на знающих консультантах при создании фильмов экономить нельзя. Меня более волнует, когда сюжет, сценарий, режиссура фильмов оказывается с явной идейной гнильцой или, наоборот, написана по шаблону, без души, без мысли, в стиле дешёвого ура-патриотизма.
Цель таких фильмов одна – заработать «бабло», а не воспитать гражданина и патриота. Прошу заметить, что фильмы вообще оцениваются в наше время только по тому, сколько прибыли они принесли. Реклама такого рода противна, ибо деньги в искусстве - не есть мерило качества. Искусство призывно воспитывать души, учить думать. Я бы даже вернул ради решения этой задачи худсоветы (своеобразную творческую и идейную цензуру). Как ныне худсоветы не ругают, но фильмы о войне (и вообще фильмы) советской эпохи о были лучше и отвечали высоким задачам искусства. Вспомним хотя бы фильмы «Живые и мертвые», «Они защищали Родину».
Война – не компьютерная не игрушка, враги реально хотят и могут отнять твою жизнь, жизни ваших любимых. Документальный фильм, который обсуждаем сегодня, это тоже искусство. Искусство правды. Документальные фильмы такого рода показывают нам, что слово «Родина», название «Великая Отечественная» пишутся с заглавной буквы не только по правилам русского языка. Заглавные буквы этих слов написаны кровью народа, кровью всех защитников Отечества.
Фильм должен демонстрироваться в учебных заведениях от школ и средних специальных заведений до вузов области. Его показ надо сопроводить квалифицированным обсуждением более широкой ситуации о вкладе Архангельской области в достижении Победы.
Посмотреть документальный фильм «Диверсанты – след в тайге» можно посмотреть на сайте телеканала «Звезда»
по ссылке.