15-16 июня участники
экспедиции "На Восток!" достигли Плато Путорана. Караван упорно движется к цели, наматывая километр за километром. Владимир Шильников подготовил интереснейший отчет о проделанном за последние несколько дней пути.
- 15 июня мы попытались пересечь Наледную, не неудачно. Место оказалось нехорошее и уровень воды стал подниматься. Сказался начавшийся накануне дождь. Просто удивительно, как быстро вспухает река. Только что здесь был наш лагерь, а теперь под машины подбирается вода. Река изменила цвет и теперь здесь уже не прозрачная водица, а мутный поток глинистого цвета. Стоя на берегу, видим как мимо проносятся стволы деревьев с размытыми корневищами и исчезают в пене ближайшего порога. Срочно перемещаем лагерь на полсотни метров в сторону. Там место повыше и посуше.
Раз уж стихия внесла коррективы в наши планы, то стоит провести время с пользой. Снова группа собирается в гору покорять тысячник. Как раз с верху стекают несколько водопадов, суля отличные фотографии. Как тут устоять. На шею фотоаппарат, в карман рацию и навигатор, и до ужина мы их не видали. Вернулись путешественники “альпинисты” немного усталые, но довольные. Остается лишь позавидовать им.
Тем временем погода налаживается. Инспекция реки, произведённая ранним утром, показала, что уровень воды спадает. Хотя поток так же стремителен и полноводен. Однако надо двигаться вперёд. После завтрака наш караван отправляется по левому берегу вверх по течению в поисках места переправы на другой берег.
Сначала движемся по матёрому лесу. Сосны, ели, лиственницы, березы и кустарники в ассортименте. Препятствия в виде ручьев, завалов и неожиданных крутых спусков и подъемов возникают ежеминутно. Вот здесь на высоте штурманская работа, причем не только Алексей Гарагашьян и Павел Емелин, а практически все участники принимают участие и вносят свой скромный вклад в прокладке оптимального маршрута. Долго ли, коротко ли, но дошли к водопаду на реке. По мировым меркам он невелик, всего пять метров. Однако красив, как и все водопады мира. Каждый из них имеет своё «лицо», уникален и неповторим. Так и этот, сливает поток из водной глади, дробит его на тысячи алмазов и рассыпает по всей своей высоте щедрой рукой, от края до края. Берите, не жалко, наслаждайтесь.
Пройдя ещё пару километров, всё же переправились на правый берег. Здесь Наледная растеклась широким руслом, измельчала и как то утратила свои силы. Воспользовавшись таким случаем мы просто переехали на тот берег колёсами. Вечерний лагерь устроили на невысоком холме с прекрасным видом на реку, горы и стекающий по противоположному склону от вершины водопад. Лёгкий ветер сдувает пока ещё несмелых комаров, костер согревает руки и манит запахом дыма, а разговоры в хорошей компании дополняют теплоту дружеской атмосферы похода.
Вечером небо снова пролилось дождём. Настоящая гроза, с молниями и громом. Даже удивительно, я то считал что за полярным кругом гроз не бывает, а нет, всё же случаются. И ночью был дождь, и утром. Мох, устилающий поверхность холма на котором мы стояли, превратился в мочалку пропитанную водой. А по краям бежали настоящие ручьи. И, как понимаете, река тоже набрала сил и с шумом неслась внизу. Хорошо, что вчера переправились. И вообще, не покидает такое ощущение, как будто заскочил «в последний вагон» — последний зимник, последний снег, последний лёд на реке и на озере, последний день перед паводком… Даже можно сказать, везет. Посмотрим, как сложится дальше.
16 июня продолжили движение вверх по Наледной. Через глухой лес ломиться не пришлось, в основном были кустарники да жиденькие деревца по колено в воде. Изредка, в основном вдоль ручьев, встречалась полоска более менее значимой поросли.
Дойдя до излучины, откуда образуется кратчайшее расстояние до озера Дюпкун, повернули направо. В этом месте находится водораздел. Пройдя его мы двигались уже вдоль неширокой речки по течению, которое должно было привести к озеру. Как обычно, пойма реки зажата горами, справа и слева. По другому здесь никак.
Озеро Дюпкун увидели с высоты небольшой сопки. Сначала показалось, что берег крутой и будут проблемы со спуском к воде. Но нет, снегоходный трек вывел нас к ложбине, по которой мы спустились в самый низ. Здесь нас поразил очень высокий уровень воды. Кустарники и деревья утонули практически «по пояс», а береговая линия отодвинулась метров на двести, если судить по генштабовской карте. И полное отсутствие льда. Возникло лёгкое разочарование, ведь ледяной покров до сих пор так облегчал наше передвижение по озёрам. Теперь придётся плыть. Это не то чтобы сложно, наоборот, просто крути колеса и всё. Но при этом скорость невелика, да ещё режим экономии топлива приходится соблюдать. Поэтому быстрее трёх километров в час не получается, то есть плыть придётся долго.
Сначала шли берегом, пока была такая возможность. Потом, когда берег стал круче, пошли по краешку воды, цепляя палки и кусты колёсами, потом и вовсе поплыли вдоль берега. А когда перед нами возникла глубокая дуга залива, просто взяли курс на далёкий мыс и пошли прямым курсом через озеро по диагонали. Кстати, озеро Дюпкун очень длинное и узкое, как и большинство здешних водоёмов. Ширина обычно не более километра, а берега представляют собой отвесные склоны, с которых текут множество ручьёв и низвергаются водопады и водопадики. Их тут множество, считать бесполезно, собьёшься…
Постепенно, один за другим, Шерпы подцепились стропами к «десятиколёснику» и все вместе поплыли, словно эскадра под предводительством флагмана, вдоль южного берега в сторону реки Курейки. Большой сочленённый вездеход крутит колёса, работает своим могучим дизелем Кубота, а остальные с заглушенными моторами следуют на буксире за ним. Так прошли около десяти километров и упёрлись в ледяное поле. Наконец то, теперь помчимся! Тут наша скорость сразу возросла. Делали лишь короткие остановки возле особо приметных водопадов. Постепенно стали встречаться поперечные трещины разной ширины и нужно было отыскивать наиболее узкие места и проходы через них. Это, конечно, снизило скорость передвижения. Но в целом, ледяное поле оставалось крепким. В конце концов мы дошли до кордона и остановились рядом. Где то рядом шумит ещё один водопад, наверное утром мы постараемся туда сходить. Но это завтра.