Чуть более двух месяцев прошло после приватизации Архангельского тралового флота (бывшее госпредприятие было передано новому владельцу ООО «Вирма» 31 января 2014 года), как в прессе появились первые тревожные сообщения. По информации из региона, «Вирма» начала обновлять парк промысловых судов, сокращая при этом расходы на его содержание, а вместе с сокращением издержек, - и сотрудников компании.
На сегодняшний день речь идет об увольнении двух бригад докеров-механизаторов Маймаксанского рыбного порта - структурного подразделения АТФ. Уведомления о расторжении трудового договора получили 60 человек, которые уже более трех месяцев сидели без работы.
«Сейчас предприятие действительно не может обеспечить работой докеров, -
говорят в пресс-службе АТФ. - Рыбный порт настолько забит "отстойными" судами, что завезти сюда большой транспорт с рыбой да еще через льды практически нереально. Порт ищет заказчиков, но пока докеры действительно простаивают без работы. Отсюда и сокращение».
А
что говорят сами работники предприятия? «Работники сами уходят, - говорит слесарь-наладчик АТФ. – Работы нет. У всех же семьи, дети, кредиты. Надо жить. А на такую зарплату, как у нас прожить невозможно. Остаются те, кому идти некуда, да пенсионеры. Хотя мне вот не понятно, почему рыба дорожает, а зарплаты не повышаются?» «А я ушёл с тралового флота ещё в прошлом году, - рассказывает электрик Роман. – Денег платили очень мало. Например, мы как-то ходили в Африку, и тогда у нас в месяц выходило порядка 16 тысяч рублей. Куда это годится?»
Собственно, умные люди давно уже задаются вопросом:
«сможет ли «Вирма» потянуть содержание и, более того, модернизацию такой махины как АТФ?» Спустя считанные недели после приватизации новый владелец Архангельского тралового флота столкнулся с суровой реальностью - приходится не только считать деньги, но и идти на непопулярные меры. А значит, нужно избавляться от неэффективных и убыточных подразделений, - включая сокращение персонала, - и инвестировать в те направления, где может генерироваться прибыль.
В том, что будет нелегко, новый гендиректор АТФ Алексей Заплатин признался практически сразу.
В своем интервью через 3 недели после назначения он описал состояние, в котором находится флот: «На сегодняшний день в боевом составе АТФ пять единиц (при том, что на балансе АТФ 21 судно - авт.), которые осваивают квоту предприятия. Еще несколько ждут ремонта, они потеряли класс. То, что стоит сегодня в Маймаксанском ковше, это уже не суда. Для компании дешевле новый траулер купить, чем их восстанавливать».
Сегодня
на сайте АТФ в разделе «Продаем» выставлены 11 судов. Однако покупателя найти нелегко - для того, чтобы просто вывести их в море, нужны миллионы долларов на модернизацию каждого судна. Есть желающие?
В это же время АТФ покупает судно датского проекта для работы на донных породах рыбы. В планах компании приобретение еще одного-двух аналогичных судов. Это при том, что современный траулер стоит около 10 млн. долларов! Людей надо содержать? Квоты надо облавливать? Значит, придется влезать в долги и потуже затягивать пояса. «Приватизацию оттягивали и оттягивали, сейчас просто вал счетов, да и на модернизацию потребуются очень большие суммы», - сетует генеральный директор.
Несмотря на трудности, руководство АТФ сохраняет оптимизм. «Наладится жизнь - позовем профессионалов назад. Как говорится, «кормить в дороге никто не обещал»! Правда, для этого надо еще выбраться из той долговой ямы, в которую тралфлот вогнали «эффективные» собственники от государства», - говорят в пресс-службе предприятия.
Есть и хорошие новости - управление АТФ
вернулось в свое родное здание на Ленинградском проспекте, 324. Тралфлотовская пятиэтажка уже несколько лет нагоняет тоску на жителей своими темными окнами. Вместе с управленцами переезжают юристы, бухгалтера, кадровики. Предложение о переезде получил профсоюз и совет ветеранов АТФ.
Кстати, по словам ветеранов флота, переезд имеет не только «логистическое», но и «символическое» значение - появилась надежда, что АТФ все-таки останется в Архангельске, а не переедет, как опасались многие, в Мурманск.
Только начинать мне кажется, надо не с ремонта и переезда в новые кабинеты, а с решения проблем флота. Ведь деньги зарабатывают не сотрудники кадровой службы, и не учебно-тренировочное судно «Белокаменка». Деньги зарабатывают в море. Тралом.