Выставка «В глиняном царстве, в фарфоровом государстве…», посвященная гончарному промыслу и фарфоровому делу в России, начала свою работу в Марфином доме.
В пресс-службе музея рассказали, что развитию гончарного промысла на территории Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний способствовало наличие богатых залежей глины и их удобное расположение. Потребность населения в гончарной посуде практически полностью удовлетворялась местным производством. На территории каждого уезда был гончарный центр, а жителей деревень, которые специализировались на изготовлении гончарной посуды, называли «черепанами» (Пинежский уезд), «черепенниками» (Каргопольский уезд).
Гончары всегда держали в секрете свой способ приготовления посуды, особенно глиняной массы. Он был доступен только мужской части населения, женщинам его не доверяли.
При этом основными покупателями гончарной посуды были женщины: опытная хозяйка сразу могла определить качество посуды. Она внимательно рассматривала выбранное изделие, чтобы нигде не было трещин, а глазурь равномерно покрывала поверхность. Чтобы проверить, хорошо ли горшок обожжен, по нему стучали фалангой указательного пальца и прислушивались – если отзывался глухо, это означало, что есть трещина, звонкий звук свидетельствовал о надлежащем качестве керамики.
На выставке можно увидеть различные виды и формы сосудов, производившихся в конце ХIХ – начале ХХ в. в Архангельской губернии: горшки, кринки, роговики, рукомойник, латки, кубы и многие другие.
Благороднейшим и наиболее совершенным видом керамики является фарфор, который состоит из различных сортов глины и просвечивающей глазури. В русский язык слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупрозрачной керамики, которой они торговли в Европе.
В России временем рождения и быстрого освоения производства фарфора стал ХVIII век: в 1747 – 1748 гг. Дмитрий Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, а затем разработал точный технологический цикл производства фарфора и организовал этот процесс на мануфактуре.
На выставке представлены как образцы фарфоровой посуды, привезенной из Западной Европы, так и изготовленной в России, в частности, на заводе товарищества М.С. Кузнецова. По признаниям специалистов, кузнецовский фарфор выпускался в безупречном техническом исполнении и с изысканным декором. Для украшения использовались романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. В Дулёво на изделиях распространенным узором была роза, которую называли «агашка». Типичная посуда массового фарфора декорировалась плоской росписью с несложными растительными мотивами: розы, ромашки с непременным добавлением усиков и веточек (так называемых «рокачек»).
Автор выставки – научный сотрудник музея «Малые Корелы» Елена Александровна Заварзина.
Выставка работает в Доме Коммерческого собрания («Марфин дом») с 10.00 до 17.00, за исключением понедельника и вторника.