Капитан порта Архангельск «закрыл» большинство городских причалов: швартовка и стоянка судов запрещены. И дело не в ледоходе: если мэрия Архангельска не организует промеры глубин и водолазное обследование причальных зон, жители островных территорий будут отрезаны от «Большой земли». Надежды на то, что работы завершат до начала летней навигации, тают с каждым днем. А пока контролирующие органы разбираются, куда «уплывают» причалы, последние куски береговой инфраструктуры передаются бизнесу депутатов: на территории пассажирского районного управления фирме «Аквилон-Инвест» разрешено строить гостиницу, пишет деловой еженедельник
«Бизнес-класс Архангельск».
По мнению капитана морского порта Архангельск Николая Гуринова, ни один причал, за исключением вновь построенного на набережной Георгия Седова в Соломбале, не готов к эксплуатации. «Не выполнен основной минимум: ремонт, промеры глубин и водолазное обследование акватории, что грозит безопасности мореплавания», — заявляют в администрации морского порта Архангельск.
Глубинная проблема
В прошлом году плавучий причал на Экономии затонул. По данным Архангельской транспортной прокуратуры, он использовался несмотря на ненадлежащее состояние и отсутствие документов Российского Речного Регистра. На главу администрации Маймаксанского округа Архангельска наложили штраф в размере 1500 рублей. Но точка в деле не поставлена: причал нужно было поднять для ремонта или утилизации. Однако это не было сделано. А вдруг ледоходом сооружение понесет на фарватер?
Если к началу летней навигации проблема подводного причала на Экономии не решится, а поднять его и отремонтировать до ледохода вряд ли успеют, под вопросом окажется пассажирское сообщение и с 29-м лесозаводом. Состояние деревянного причала там тоже вызывает сомнения: администрация Маймаксанского округа Архангельска к апрелю должна была завершить ремонтные работы, но местные жители «периодически отрывают новые доски».
В мэрии надеялись задействовать 7-й грузовой причал Архангельского морского торгового порта — туда предполагалось высаживать людей. Однако инфраструктура торговых терминалов не предназначена для швартовки пассажирских судов: там переваливаются опасные грузы, находится таможенная и пограничная зона. Придется арендовать баржу или ставить новый плавучий причал на прежнее место. Но территория для него не оборудована, и пока этот вопрос не решен, капитан порта не разрешит выход судов на линию. Остается перераспределять пассажирские потоки.
Плачевна ситуация и с причалами на лесозаводе № 22: буксиры, работающие на переправе, постоянно садятся на мель. Необходимо срочно проводить дноуглубительные работы. На это нужно время и деньги, поэтому линию 22-й — 23-й лесозаводы нужно закрывать. Есть предложение организовать транспортное сообщение между лесозаводами № 22 и № 14: при устранении замечаний использование причала л/з № 14 возможно.
В администрации морского порта Архангельск настроены серьезно: пока не будет известна глубина реки в «проблемных» местах, запрет на швартовку судов не снимут.
Обязательные промеры глубин должны проводиться не реже одного раза в два года. Что же получается по факту? Где-то промеры делались несколько лет назад (о. Хабарка и причалы Пассажирского районного управления), на остальных промеры отсутствуют. В «черном» списке лесозаводы № 14, 22, 23, пристань на о. Бревенник (левый и правый берег Маймаксанского рукава), Кегостров, Экономия и другие.
«Если есть опасность попадания судна на мель, капитан порта не может разрешить подход к причалам. По Кодексу торгового мореплавания это невозможно. Это преступление, и контролирующие органы тут же вмешаются, — объясняет капитан порта Николай Гуринов. — В связи с крушением в прошлом году теплохода «Булгария» Минтранс и Ространснадзор обращают повышенное внимание на состояние гидротехнических сооружений и судов, занимающихся перевозкой пассажиров. Суда проходят дополнительное освидетельствование перед каждой навигацией, они обеспечены спасательными средствами, а причальные сооружения не готовы».
Причал надежды
Сделать промеры глубин мэрии Архангельска рекомендовали еще в прошлом году, однако эти планы сдвинулись на май-июнь 2012 года: в бюджете было необходимо предусмотреть финансирование. Процедура торгов затянулась — к началу летней навигации промеры успеют сделать не везде, хотя можно было воспользоваться технологией промера со льда.
Необходимы новые плавпричалы — в этом году на средства городского бюджета появится лишь один — в Реушеньге, а нужно минимум девять.
«Плавпричалы, которые Архречпорт из года в год по собственной инициативе ставил там, где их должны выставлять муниципальные образования, в этом году эксплуатироваться не будут, потому что имеют 100% износ. Новых причалов нет, а ремонтировать существующие не имеет смысла. В рамках действующего договора по субсидированию перевозок мы не можем сами покупать причалы, т. к. предприятию компенсируется только амортизация флота», — говорят в администрации ОАО «Архангельский речной порт».
В мэрии Архангельска понимают всю сложность ситуации: как заявили в пресс-службе, муниципалитет последовательно реализует программу строительства новых причалов. В частности, построен новый причал в поселке 23-го лесозавода, в 2011 году – двухуровневый причал в Соломбале. В течение трех лет городские власти намерены построить причальные сооружения на о. Хабарка, в поселке 29-го лесозавода, обновить существующие пристани на о. Бревенник и о. Кего.
Отремонтирован причал в поселке лесозавода № 29, а после проведения торгов будет принято решение об установке рядом с ним и дебаркадера. Уже состоялся аукцион на проведение ремонтных работ на пристани острова Хабарка: ремонтируется надстройка причала, леерное ограждение, укрепляются швартовные тумбы.
Плавучий причал на Кегострове в декабре 2011 года признан непригодным к использованию. По словам главы Октябрьского округа Сергея НЕСМЕЯНОВА, сейчас завершаются работы по устранению замечаний. Выполнено освидетельствование пристани и подготовлена эксплуатационная документация. Подрядчик готовит причал к летней навигации. Останется провести водолазное обследование — его обещают провести повторно после осветления воды, и тогда можно будет получить положительное заключение.
Между тем, по данным на 27 апреля, ни одного заявления по «закрытым» причалам в администрацию порта от мэрии не поступало — только после этого комиссия выезжает на осмотр гидротехнических сооружений. Об этом «Бизнес-классу» сообщил заместитель капитана морского порта Архангельск Игорь АСТАШЕВ.
«Надежда на то, что проблемы будут решены в срок, тают с каждым днем, — с сожалением заметил Асташев.— Об обязанности обеспечить безопасность пассажирских перевозок на водном транспорте мы напомнили мэрии еще в августе прошлого года. А воз и ныне там».
По словам Игоря Асташева, Федеральный закон «О транспортной безопасности» устанавливает особые требования к владельцам транспортной инфраструктуры. Например, присвоить всем объектам категорию безопасности, провести оценку их уязвимости, иметь план охраны, обеспечить оснащенность, защиту и т. д. Если минимум не выполнен, у контролирующих органов есть все основания запретить эксплуатацию объектов.
Режим ЧС как спасение?
20 апреля в Архангельске введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС), хотя обоснованных причин для этого не было. Ни вскрытие ледяного покрова, ни ледоход, ни сопровождающий его паводок сами по себе чрезвычайной ситуацией называться не могут.
По сути, введение ЧС — это уловка, позволяющая перевозить людей на буксирах и высаживать на берег, игнорируя запрет на швартовку судов к проблемным причалам и другие требования законодательства по обеспечению безопасности судоходства. Но с юридической стороны отсутствие надлежащей подготовки к ледоходу не является основанием для введения режима ЧС, и эта проблема не должна решаться в ущерб безопасности жизни людей.
ФАУ «Российский Речной Регистр» отказало ООО «Экотек-Бункер», с которым заключен муниципальный контракт на перевозку пассажиров на буксирах ледового класса, во внеочередном освидетельствовании судов. На буксирные суда компании документы Речного Регистра, разрешающие перевозку пассажиров, не выдавались, так как это запрещено законодательством. Допускается транспортировка лишь организованных групп людей — в период ЧС к таковым можно отнести, например, электромонтажников, спасателей, а уж пенсионеры, инвалиды и тем более дети в эту категорию никак не входят.
В продвинутых портовых городах эту проблему решили приобретением судов на воздушной подушке. А у нас жителей продолжают испытывать в суровых условиях и спускать по вертикальным трапам, полностью игнорируя нормы безопасности. Так, в прошлогодний «буксирный» сезон один человек утонул, были другие несчастные случаи...
Вокзал для двоих
На балансе Архречпорта всего восемь пассажирских судов, которые эксплуатируются 25-70 лет. Самые древние — «Коммунар» (1940 г.) и «Балхаш» (1944 г.). Здание вокзала на территории Пассажирского районного управления (ПРУ), что на набережной Северной Двины у Дворца пионеров, в полуразрушенном состоянии, а право аренды земельного участка причалов 7, 8 прежними собственниками Архречпорта переуступлено. «Аквилон-Инвест» собирается строить административно-гостиничный комплекс — проект согласован с мэрией Архангельска.
И вроде бы это сугубо дело бизнеса: одни депутаты, будучи аффилированными лицами с Архречпортом, отдают землю. А другие депутаты ее осваивают. Между тем остальная территория ПРУ, за исключением причалов, за Архречпортом не закреплена, а значит, у предприятия нет прав на обустройство береговой инфраструктуры.
Предприятие пыталось получить землю через суд, но иск к областному министерству имущественных отношений был отклонен. Администрация морского порта Архангельск в свою очередь подала иск о неправомерном использовании участка ПРУ под строительство гостиницы. Первоначально территория была предусмотрена для строительства речного вокзала, участок намывной и находится в границах порта.
Пока к рассмотрению дела Арбитражный суд Архангельской области не приступил, 28 марта капитан порта издал распоряжение о приостановке буровых работ застройщиком, исключив бесконтрольное движение техники на причалах ПРУ.
Не ясна судьба и морского-речного вокзала в Архангельске, который превращен в рынок. В этом году администрация Архангельского морского торгового порта (АМТП) планирует реконструировать рампу вокзала, но этого для приема судов недостаточно. «Дело не столько в допустимой осадке судов, которые могут причалить к МРВ, а в инфраструктуре, категории пассажирской безопасности, которой причальная зона и вокзал не соответствуют, — говорит заместитель капитана морского порта Архангельск Игорь Асташев. — Постановка судов на рейд станет позором для Архангельской области». Была надежда на Красную пристань — но ее можно будет использовать под стоянку пассажирских судов в лучшем случае летом 2013 года.
К сожалению, сейчас девиз «Архангельск — город-порт» — звучит издевательски. О каком строительстве глубоководного района порта мы рассуждаем, о каком участии в развитии Северного морского пути говорим, зачем радостно заявляем о плане принять в этом году аж 14 круизных лайнеров, если не в состоянии содержать то, что имеем?!
Все же неспроста в Архангельске продвигают идею открыть памятник Робинзону Крузо как символу ожидания заветного судна. Скоро и к нам корабли будут «заглядывать» один раз в 28 лет?
ОФИЦИАЛЬНО
В связи с отсутствием промеров глубин и актов водолазного обследования причальных зон швартовка и стоянка судов в 2012 году запрещена:
ПРИЧАЛЫ ЛЕСОКОМБИНАТОВ
Л/З № 29
№ 1 (13)
№ 2 (14)
Л/З № 12 (ООО «ПРОФИТ»)
№ 1 (49-50)
Л/З № 9-10 (о. Кегостров)
№ 1 (96)
№ 2 (97)
ООО «ЛДК № 23»
№1 (26)
Л/З № 14
№ 1 (34)
ПРИЧАЛЫ МО «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»
Причал на правом берегу Маймаксанского рукава на л/з № 22.
Причал о. Бревенник на левом берегу Маймаксанского рукава в районе ул. Проезжая.
Причал на правом берегу Маймаксанского рукава в районе ул. А. Петрова.
Причал о. Бревенник на левом берегу Маймаксанского рукава.
Плавпричал о/п «Экономия».
С полным текстом Распоряжений ФГУ «Администрация морского порта Архангельск»
№ 04/1-04/19 от 29.03.2012, № 04/1-04/69 от 27.12.2011 можно ознакомиться на сайте www.mapa.ru
Елена Светличная, «Бизнес-класс Архангельск», 27.04.2012
Видеосюжет по теме: ГТРК «Поморье»