ГК "Оптимист" совместно с ООО "Север-гарант" и ООО "Норд-С", входящие в НП "Красная Кузница", приступили к строительству пневматического судоподъемного комплекса на территории Соломбальской судостроительной верфи.
Будущее, отвечающее всем требованиям современности гидротехническое сооружение, представляет собой наклонную плоскость, на которой будет производиться постройка судна, а так же текущий ремонт и последующий свободный спуск его на специальных универсальных пневматических ролик-мешках подводимых под судно по заданной траектории.
Подобная слип-система обеспечивает простоту и надежность эксплуатации, наводка судов на ролик-мешки и посадка на них судов выполняются быстро и безопасно. Слипы этого типа являются наиболее универсальными и совершенными.
"Место под строительство выбрано неслучайно - рассказывает исполнительный директор НП "Красная Кузница" Юрий Стук, - Соломбальская судостроительная верфь – одно из редких в настоящее время предприятий, специализировавшаяся на выпуске деревянных малотоннажных судов морского и речного плавания. Основано предприятие в 1911 году и первоначально именовалось «Поморский Эллинг». Предназначалось оно для ремонта поморского парусного флота и постройки небольших судов.
«Поморский Эллинг» строился в 1909 – 1910 годах Управлением работ по улучшению Архангельского Торгового Флота Министерства Торговли и Промышленности на средства государственной казны. Проект был разработан инженером указанного управления П.Г. Минейко. Место для постройки было отведено городскими властями по купчей в районе Соломбалы, между торговым домом «Г.Шмидта» и Биржей лесозавода «Братьев Володиных». 27 июля 1911 года «Поморский Эллинг» был принят в эксплуатацию Архангельским Торговым Флотом, а 7 сентября того же года в 14 часов состоялось торжественное открытие, о чем было официально сообщено в газете «Архангельские губернские ведомости» за 1911, №191 от 10 сентября под заголовком: «Торжественное открытие «Поморского Эллинга» в Архангельском порту. Для постройки Эллинга из нескольких вариантов проекта был выбран и выполнен самый простой – в деревянном исполнении, без механизации, с наименьшей стоимостью постройки.
«Поморский Эллинг» состоял из ковша (водного бассейна), 3-х наклонных слипов (по 3 дорожки в каждом) и горизонтальной площадки для постановки поднятых судов. Площадка была оборудована 3-я ручными шпилями для подъема и спуска судов. Во дворе Эллинга были построены небольшие производственные помещения: столярно-слесарная мастерская, кузница (кирпичная), такелажный сарай, жилой дом. Штат эллинга состоял из трех человек: заведующей эллингом, доковый мастер, сторож.
Постоянных рабочих на эллинге не было. Судовладельцы все работы должны были выполнять своими силами или нанимать рабочих. Первыми судами, поднятыми в октябре-ноябре 1911 года и поставленными в ремонт на эллинге были: шхуна «Александр Невский», яхты «Татьяна» и «А.В. Котлова», пароход «Москва» Северной железной дороги. К весне 1912 года эти суда были отремонтированы и подготовлены к спуску.
В настоящее время нашей главной задачей является продолжение традиций архангельского кораблестроения. Соломбала долгие годы была и остается сегодня центром гражданского судоремонта и судостроения в Северо-Западном округе. Многие технологические новшества проходили испытания и внедрялись в производство первыми именно здесь. Благодаря современной слип-системе архангельские судостроительные-судоремонтные предприятия получат огромное преимущество перед российскими и зарубежными конкурентами".