Очень давно хотел высказать свою позицию относительно Pussy Riot (далее для краткости PR), да все откладывал: весь интернет и так взорван этой темой. Звезды мировой величины подключились. Куда уж скромному прихожанину вставить свои пять копеек… И все-таки я попрошу свои несколько минут внимания. Я хочу высказаться как человек, крест на груди носящий и являющийся хотя бы номинально православным (быть им реально – невероятно трудно, на самом деле). Ведь приговор PR зиждется на коллективной ответственности, мол, девушки оскорбили чувства верующих и поколебали основы Православия. Я хочу сказать чисто за себя – моих чувств задето не было. Розжига на религиозной почве и ненависти там ни на грош.
Я давно с интересом слежу за эпатажем PR, и вижу, что это одна из редких групп, выражающих протест – как и положено рок-музыке, и в частности, панк-року. Так всегда было! Давайте вспомним раннее «ДДТ», «Алису» или «Гражданскую Оборону»! Их (PR) музыка, голоса и аранжировки далеки от того, чтобы всерьез называть это искусством. Участие в «Дворцовом перевороте» (переворачивании милицейской машины), рисование х… на Литейном мосту (акция «Х..й в плену у ФСБ», получившая, кстати, ГОСУДАРСТВЕННУЮ премию в области современного искусства – что уж совсем странно), совокупление Нади Толокно в Зоологическом музее на глазах публики (акция «Е…сь за наследника медвежонка) и засовывание мороженой курицы во влагалище – акции гораздо более омерзительные и реально тянущие на наказание – но дали два года колонии PR отнюдь не за это.
PR сделали знатную провокацию, это факт! Разворошили целое осиное гнездо так, что скелеты из нашего православия посыпались, как горох из банки. То, о чем мы знали, догадывались – да как-то боялись или стеснялись спросить. Синие родстеры БМВ с дипномерами и квартирки на Набережной, съ…бывание священнослужителей с места ДТП с человеческими жертвами и дворцы на черноморском побережье. Продажи в ХХС, которые вопреки всем экономическим соображениям, есть «взаимное одаривание по рекомендованной цене». Юление с брегетом за 30 тыс. евро и нанопыль.
Я не получаю денег за свои посты от госдепа США, просто высказываю чисто свои мысли, которые уже с весны неотступно преследуют: выскажись, напиши, не молчи – иначе ты соучастник всего этого беспредела. Я не хочу быть помазанным всей этой грязью. Хочется нормально заходить в храм Божий вне политики и не думать, что Патриарх – это крутой чувак с повадками братка из 90-х (история с «отжимом» квартиры Шевченко из-за «нанопыли» - вообще за гранью, на мой взгляд). Что Патриарх – это часть плана Путина, потому что я помню, как он агитировал меня с экрана за день до выборов. Вот не могу я сейчас благоговейно слышать часть ектеньи, где предлагается помолиться «за великаго господина и отца нашего Кирилла…» Задеваются мои религиозные чувства – хоть ты тресни. Так и вертится в голове: «Оказался наш отец...»
Чем я оскорблен, глубоко и всерьез, то всем этим мерзопакостным действом, которое устроено с участием и с подачи служителей Православной Церкви. Обвинители - "страдальцы" даже на оглашение вердикта по делу PR не пришли - о как! Стыдно самим-то поди?.. Молодых мамок посадили, ма-лад-цы... Всю Россию опозорили обидчивые наши православные. И когда сейчас я читаю обращение высшего церковного совета относительно приговора PR, то на языке одни маты. На мировую в досудебном порядке не судьба было пойти? Не заметить изначально этой акции? Быть выше миропонимания девчонок чуть за 20 лет? Боже, митрополит Кирилл так шикарно вел «Разговор с пастырем» по воскресеньям, блистал широтой кругозора и глубиной интеллекта… Нет, обидеться на весь свет, расколоть общество, расколоть православную паству, стать причиной сотен тысяч постов и перепостов в защиту PR (кто бы о них и знал-то без этой катавасии!), а потом иезуитски пожалеть.
Я глубоко солидарен с профессором Московской духовной Академии о.Андреем Кураевым, который многократно вступался за PR и светское законодательство. И я вижу, что последние события положили начало глубокой болезни: от Церкви стали отворачиваться отнюдь не глупые люди. Те, кто имеет вес в обществе и моральное право говорить о серьезных вещах. Те, кто имеет многотысячные читательские аудитории. И они – не «агенты влияния», как хотелось бы их представить, а вполне зрелые, рассуждающие люди, не склонные к «истерикам» и «передергиваниям».
А напоследок я расскажу одну историю, связанную с храмом Александра Невского на Варавино (Архангельск). Когда там сруб был еще поднят на половину, его посреди ночи подожгли. Милиция особо не впрягалась, был написан «отказняк», насколько я знаю. А отец настоятель, игумен Феодосий – не поднимал бучи. А потом отморозки стали подбрасывать к храму дохлых кошек со следами пыток, записки с сатанистским содержанием. И снова милиция привычно закрывала глаза, а отец настоятель игумен Феодосий не настаивал на розыске и наказании виновных. Потом у домового храма воры «увели» колокол. Отец настоятель долго не велел срезать веревочку со звонницы – надеялся, что колокол воры вернут. Не дождался. Но и бучи по этому поводу опять же не подымал. А потом изуверы подожгли в три часа ночи по зиме крыльцо монастырского домового храма, а при нем проживали и отец настоятель, и вся его братия. Домик пожарные тогда отстояли, а днем я, преисполненный желания во что бы то ни стало, помочь в расследовании, приехал на место происшествия. Нашли улики, стали записывать разговор с игуменом Феодосием. Я ждал от него слов каких угодно, но не тех, что услышал и помню до сих пор. «Бог поругаем не бывает», - спокойно говорил отец Феодосий. – «Вот сегодня они подбросили такие записки, замученную кошку – а я вижу – это дети, это они вовлечены в деструктивный культ. Они потом это поймут».
Он СОЖАЛЕЛ о поступке поджигателей, но ни слова не сказал в духе «надо найти и наказать». Он готов был принять в свой храм всех – в том числе и тех самых сатанистов, ведь милость Божия – она на всех распространяется. Сегодня храм во имя Александра Невского на Варавино уже не вмещает всех желающих прихожан и потому к нему пристраивают приделы. Там создано социальное служение, которое может быть примером всем приходам в нашей области. Там не чураются «сидельцев», бомжей и наркоманов. Там поддерживают молодых мамочек, оказавшихся в сложном положении. Берут на себя заботы об одиноких стариках. Там работает клуб «анонимных алкоголиков». И храм никто не поджигает. То ли полиция подсуетилась, то ли доверие граждан к личности и деятельности игумена Феодосия таково, что нет места на Варавино деструктивным культам. Мне кажется наиболее верной все-таки вторая гипотеза. И это все то, что для меня составляет Православие, в которое я пришел когда-то сомневающимся 18-летним отроком. И в таком я хочу оставаться.