- Михаил Александрович, вы хорошо знаете архитектурную ситуацию в России. Проекты такого масштаба как застройка набережной в Архангельске под условным названием «От «Альфы» до «Омеги»» сейчас реализуются где-нибудь в стране, в городах сопоставимых с нашим?
- Я уверен – то, что реализуется здесь, в Архангельске – это опережение времени. По значимости и объемам работ в центральной части города таких проектов я больше не встречал. Я знаю, что активно идет строительство в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге. Но это, во-первых, города – «миллионники», во-вторых, в основном там возводятся отдельные объекты в рамках достаточно ограниченных по площади участков. В итоге законченных ансамблей не создается. В Архангельске же впервые за несколько десятилетий сложилась идеальная ситуация для создания единого архитектурного ансамбля. И основная его идея, ментальная суть проекта – возвращение общественно-деловой жизни города в то место, где она была исторически.
- А вы с детства помните это место?
- Конечно, и рыбный рынок на ул. Поморской, на месте Дворца пионеров, где продавали рыбу прямо из бочек, и магазин «Соловецкий», памятники подворий Никольского и Соловецкого монастырей, дом Шингаревых-Плотниковых. Это был исторический центр поморской активности. Уход жизни с этого места – это была для города большая потеря. И сегодня появилась возможность вернуть это место к активной жизни.
- Северную Двину называют часто главной улицей Архангельска. При создании проекта вы опирались на эту идею? И рассматривается ли новая набережная в этом контексте не только как деловой центр, но и как общедоступная зона отдыха для всех горожан?
- Именно так изначально все и было задумано! Ведь Дворцом пионеров набережная оказалась разделена на две части: Одна часть была сделана, а вторая оказалась в запустении. Поэтому мы изначально приняли для себя как аксиому – создать пешеходную сквозную рекреационную зону. Это есть и во всех проектных материалах. Второй аспект – это панорама со стороны реки. Безусловно – река, это ключевой фактор восприятия Архангельска. Хотя интенсивность движения по реке сейчас и не такая большая. Но ведь все может измениться. А Северная Двина остается архитектурной доминантой города.
- В связи с этим говорят о достаточно плотной застройке, предусмотренной в вашем проекте.
- Я с этим не согласен. Если мы посмотрим старый Архангельск, и вообще старые города, они всегда характеризовались плотной, но гармоничной застройкой. Конечно, был период истории нашей архитектуры, когда градостроительное масштабирование имело склонность к максимальному расширению пространства, часто, кстати, в ущерб исторической планировке. Не буду это критиковать, скажу только, что, на мой взгляд, сегодня концентрация жизни предложенным нами архитектурным путем оправдана. Это подтверждают и все зарубежные аналоги: «Хаффен-сити» в Гамбурге построен еще плотнее. А в Архангельске вода, небо, ландшафт и архитектура – сбалансированы в гармоничном сочетании.
- Вас упрекают в «скандинавизме»…
- Как у нас говорят: «Онега – вторая Норвега» (сам Михаил Мамошин – уроженец Онеги прим. автора). И если мы опираемся на культурную идентичность, то все, что я делаю и в Архангельске и в Санкт-Петербурге, так или иначе, имеет под собой определенную ментальную основу. Ведь даже Петербург в архитектурно-градостроительном плане не исчерпывается классицизмом. Тема Севера, нордизма в нем ярко представлена, особенно если мы говорим о рубеже 19-20 веков, о русском модерне и авангарде. А в Архангельске это одна из основ его градостроительной истории. Ведь это – первые ворота России в Европу, в ганзейские города, Скандинавию. И это не только экономические связи, но и культурный обмен, и тесные связи на бытовом уровне, взаимопроникновение на уровне восприятия основополагающих ценностей. Путь «Из варяг в греки» - одна из архетипических основ российской ментальности. И если на юге – это византийская архитектурная традиция, то на севере – скандинавская, нордическая. Поэтому новый облик набережной в Архангельске, на мой взгляд, имеет глубокие культурно-исторические корни, учитывая и размещение здесь нового кафедрального собора.
- В связи с этим вписывается новый проект в общий облик развертывания панорамы набережной от собора?
- Несомненно. Имеется достаточно почтенная дистанция нашего ансамбля от собора. Мне кажется замечательным, что собор вышел на воду, и расположен в столь удачном месте. И мы при проектировании всегда стремились быть в архитектурном диалоге с собором, чтобы достичь общей гармоничности нового облика набережной.
- Как вы относитесь к идее насыщения рекреационной зоны новой набережной малыми архитектурными формами? Это могут быть разные объекты: от футуристических инсталляций до традиционного Поморского поклонного креста.
- Я лично к этому отношусь неплохо. Набережная должна быть живой и возможны разные форматы. Возможно, там разместить и лодки-соломбалки, карбасы и поморский коч, и даже пришвартовать к причалу рыболовный траулер или лесовоз. Вариантов множество, в том числе интерактивных.
- Часто можно услышать, что Архангельск город тупиковый. То, что архитектор Мамошин решил спроектировать подобный комплекс в нашем городе означает, что он верит в перспективы столицы Поморья?
- Я не считаю Архангельск бесперспективным городом. Он появился раньше многих российских городов, и настолько уместен геополитически, что любые изменения в жизни востребуют его потенциал. Здесь есть особый дух места и дух движения. Архангельск не может быть не востребованным. И для меня новая набережная в столице Поморья – это не коммерческий проект. Это долг и благодарность городу, который я искренне люблю.
О собеседнике:
Мамошин Михаил Александрович, родился 22 июня 1960 г. в Онеге в семье строителей. В 1984 г. закончил с отличием Архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. В 1989 г. вступил в Союз архитекторов СССР
С 1991 года занимается собственной творческой деятельностью, является автором более 50 зданий, построенных в Санкт-Петербурге и его пригородах, а также в Архангельске, большинство из которых были удостоены наград на всероссийских и международных архитектурных концептуальных конкурсах. Михаил Мамошин является вице-президентом Санкт-Петербургского Союза архитекторов России, членом Правления Союза Архитекторов России, заместителем председателя Совета по архитектуре САР, вице-президентом Международной Академии Архитектуры, членом-корреспондентом Российской академии архитектуры и строительных наук, профессором IAA (International Academy of Architecture). Награждён Золотой Пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры» (1999 г.), медалью им. В.И. Баженова «За высокое зодческое мастерство» (2008 г.). Удостоен Гран-при Санкт-Петербургского ежегодного конкурса «Архитектон» «За лучшую постройку 2007 года» и Премии Правительства Санкт-Петербурга в области в области литературы, искусства и архитектуры» (номинация «Архитектура», 2008 г.). В январе 2009 года творческий коллектив под руководством Михаила Мамошина был награжден Золотой медалью РААСН, а в июне Почетным дипломом и Знаком соответствия в номинации «Современная архитектура в контексте исторической среды Санкт-Петербурга» с занесением в «Белую книгу», в которой собраны современные городские объекты, созданные в соответствии архитектурными, градостроительными и художественными традициями Санкт-Петербурга. В 2010 г. Получил Золотой диплом смотра-конкурса «Архитектон -2010» и бронзовый диплом XVIII Международного фестиваля «Зодчество — 2010», а также диплом Международной академия архитектуры.